Оценка по модели PISA
Общероссийская оценка по модели PISA основана на использовании технологий и решений проекта PISA For Schools (PISA для школ), реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития.
Процедуры организации и проведения исследования аналогичны оригинальному исследованию PISA, при этом полученные данные сопоставимы с результатами исследования PISA по традиционным для него направлениям оценки: читательской, математической и естественнонаучной грамотности.
Проект PISA для школ преследует две основные цели:
обеспечить возможность проведения исследования для школ по требованию (то есть вне основного этапа проведения исследования PISA, которое имеет 3-летний цикл);
развивать возможности для глобального коллегиального взаимного обмена опытом с целью улучшения результатов обучения.
Основная идея проекта состоит в применении измерительных материалов и шкал оценивания PISA для оценки отдельных школ или групп школ.
В процессе проведения общероссийской оценки по модели PISA осуществляется сбор данных, на основании которых проводится анализ.
Целями анализа является установление качества реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и выявление факторов, обуславливающих получение более высоких результатов оценки.
Исследование проводится в компьютерной форме. Одновременно с написанием диагностической работы проводится анкетирование обучающихся и администрации образовательной организации.
Исследование проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденной совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Федеральным организатором исследования в 2024 году является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт оценки качества образования» (ФГБУ «ФИОКО»).
Цель исследования – обеспечение непрерывного системного анализа, оценки состояния и перспектив развития системы образования Российской Федерации по уровню сформированности функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций.
Объектом исследования являются образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих учащихся объясняется тем, что к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Оценка навыков обучающихся проводится по трем направлениям:
изучение читательской грамотности;
изучение математической грамотности;
изучение естественно-научной грамотности.
Исследование предполагает обработку результатов когнитивного теста и сбор контекстных данных, способствующих лучшему пониманию факторов, влияющих на результаты обучения. Изучение этих факторов позволяет определить меры по устранению их негативного влияния на результаты обучения или по усилению их позитивного воздействия. Контекстные данные собираются через анкетирование
В исследовании 2024/2025 учебном году, в соответствии с федеральной выборкой, будут участвовать 4 общеобразовательные организации Республики Крым:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа-морской технический лицей»;
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия им.Андреева Н.Р.» города Бахчисарай Республики Крым;
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Криничненская средняя школа» Белогорского района Республики Крым;
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Черноморская средняя школа № 2» муниципального образования Черноморский район Республики Крым.
Сроки проведения исследования:
с 7 по 25 октября 2024 года
Форма проведения:
Проводится в компьютерной форме в режиме онлайн с использованием сети Интернет.
Исследование состоит:
тестирования обучающихся;
анкетирования обучающихся;
анкетирования администрации ОО.
На тестирование учащихся отводится 2 часа.
На анкетирование – 40 минут.
Результаты исследования будут опубликованы в открытом доступе на сайте Федерального института оценки качества образования весной-летом 2025 года.